Того, кто перестаёт влюбляться и совершать ошибки, следует похоронить. © Иоганн Вольфганг фон Гёте
Читая "Vita Nostra" Дяченко, я вдруг задумалась, какой же фигнёй мы занимались на уроках литературы в школе.
Проблема программы литературы даже не в том, что она устарела. Проблема в том, что свои изначальные функции — формирование ценностей растущего поколения — она уже не в состоянии выполнять. Простите, но очень тяжело ассоциировать себя с теми же Базаровым, Наташей или какой-нибудь Островской Ларисой. Можно сколько угодно говорить, что чувства людей не поменялись, что подростки сейчас испытывают то же, что и 100 лет назад. Ага, а знаете, что поменялось? Окружение, отношение и приоритеты.
"Войну и мир" в школе проходят все, но прочитают единицы. Причём большая из этих единиц прочитает из-под палки и вообще возненавидит процесс чтения — естественным ассоциациями при взгляде на книгу будут скука и отвращение. Я знаю таких людей. Как школу закончили, так ничего, кроме учебников, в руки не брали.
Я не говорю, что уроки литературы в школе бесполезны. Я даже не говорю, что нужно перестать преподавать классику. Но почему бы не ввести в программу что-то, что будет интересно школьникам? Никогда не знаешь, где найдёшь: можно прочитать "Гарри Поттера" и вся твоя жизнь перевернётся, можно прочитать "Братьев Карамазовых" и не сделать для себя ни единого вывода.
Хотя бы до 7-8 класса можно было бы читать что-то из современной литературы для молодёжи. Чтобы не было отвращения. Чтобы дети знали, что книга может быть интересной и о них,а не о тупой страдающей девице, простите, но меня даже спустя столько лет трясёт от Островского.
Проблема программы литературы даже не в том, что она устарела. Проблема в том, что свои изначальные функции — формирование ценностей растущего поколения — она уже не в состоянии выполнять. Простите, но очень тяжело ассоциировать себя с теми же Базаровым, Наташей или какой-нибудь Островской Ларисой. Можно сколько угодно говорить, что чувства людей не поменялись, что подростки сейчас испытывают то же, что и 100 лет назад. Ага, а знаете, что поменялось? Окружение, отношение и приоритеты.
"Войну и мир" в школе проходят все, но прочитают единицы. Причём большая из этих единиц прочитает из-под палки и вообще возненавидит процесс чтения — естественным ассоциациями при взгляде на книгу будут скука и отвращение. Я знаю таких людей. Как школу закончили, так ничего, кроме учебников, в руки не брали.
Я не говорю, что уроки литературы в школе бесполезны. Я даже не говорю, что нужно перестать преподавать классику. Но почему бы не ввести в программу что-то, что будет интересно школьникам? Никогда не знаешь, где найдёшь: можно прочитать "Гарри Поттера" и вся твоя жизнь перевернётся, можно прочитать "Братьев Карамазовых" и не сделать для себя ни единого вывода.
Хотя бы до 7-8 класса можно было бы читать что-то из современной литературы для молодёжи. Чтобы не было отвращения. Чтобы дети знали, что книга может быть интересной и о них,
Понимаю, какой он долбоеб, но мы все равно любим друг друга!!
И Гарри Поттер у нас был в программе, но уже в старших классах, как образец современной зарубежной литературы... Другое дело, кто преподает, и как. Мне так рассказывали о всякой срани типа Купца Калашникова, что я дожить до конца урока не могла и мчалась в библиотеку НЕМЕДЛЕННО!
Думаю, зло даже не в меняющихся ценностях, а в том, что разбирают классику по принципу "есть два мнение - мнение критиков и неправильное". Такими методами можно и "Гарри Поттера" преподнести так, что детишкам он унылым говном покажется.
Собственно, о чём Memfis. говорит.
Потому как помню, что был стандартный школьный курс, но класса с 7, внезапно, стало очень интересно. Но у нас преподаватель не форсил программную линию в разборе произведений, а приоритеты скорее стояли таким образом:
– на троечку требовалось знать содержание в хоть каком-то виде
– на четверку — прочитать и уметь объяснить о чем ты прочитал
– на пятерку — уметь сделать выводы, свои выводы не карались
А вне школьной литературы я тогда такой треш читал, стыдно вспомнить
Перумов, Гудкайнд и прочее дно дна))
Хотя вообще настоящую любовь к литературе только в вузе привили) Но там уже была история литературы, а это такая штука, с которой начинаешь читать нечитаемую средневековую литературу с искренним наслаждением, искрненне плюя на что там хотел автор сказать, потому что в приоритет выводится "как", "зачем" и "почему именно так".
Memfis., да, у них там более современная литература, более индивидуальный подход. Думаю, что там при желании можно вообще только "свои" книги читать, если уметь объяснить, почему они зацепили.
Северный Эльф, угу. И вообще часто забывают, что у критиков тоже было разное мнение. Хотя у нас в учебнике, если не ошибаюсь, была приведена отрицательная рецензия на "Грозу" Островского. Ох, как она мне тогда доставила
x Lenore x, побольше бы таких учителей сейчас. Классику можно вообще чисто устно проходить: учитель рассказывает, класс слушает. Если кому-то интересно, читает. А для подготовки к экзамену хватит того, чтобы прочитать более-менее подробное краткое содержание да ту же аналитику вспомнить. Собственное мнение всё равно никому не нужно.
Мэдя, вот-вот. В старших классах на сочинениях литературы я просто другими словами писала то, что рассказывала учительница, зачастую даже краткое содержание не открывая. Не знаю, замечала она это, или нет, но хвалила и ставила пятёрки.
el Samaerro, да, тебе повезло.)
А вне школьной литературы я тогда такой треш читал, стыдно вспомнить
Перумов, Гудкайнд и прочее дно дна))
Эй, у меня 4 книги Гудкайнда на полке стоят, не пугай меня! Я их, конечно, купила, пребывая в каком-то анабиозе, но всё равно ведь придётся читать.
Эх, мне, технарю, не понять.) У нас по программе, естественно, к художественной литературе вообще нет нужды прикасаться (а, хотя нет, на английском Моэма читаем, но там без анализа, так что не в счёт), так что я просто наслаждаюсь тем, что на учёбе никто не навязывает своего мнения.
А если серьезно, то я после пятого класса (когда у нас сняли программу Бунеевых с Хоббитом, ага) литературу по программе перестала читать в принципе. Это при том, что я всегда была запойной читательницей. И хер бы с ним, простите, с Островским, но былины? Слово полку Игореве? В пятом классе?
Одна из учительниц литературы очень интересно рассказывала о Стругацких, хотя их в школьной программе отродясь не было. С ней и Макса Фрая обсудить можно было, чо уж там. Хорошая была учительница.
А к посту +100500, святая истина там написана.
P.S. Про наше все. Когда бабушка заметила, что я не люблю классику, она нашла мне поэму Пушкина про царя Никиту и 40 дочерей, и с тех пор я поняла, что Пушкин - нормальный мужик, а не какой-то там унылый классик.
В отрыве от школьной реальности - вполне.
Но вот знаете, между прочим, есть такая категория читающих, которые на полном серьезе утверждают, что вне классики остальная литература шлак и ее надо сжигать. Вот такой вот перекос.
Это как буквально следовать Слову Живому Норы Галь, хотя она безбожно устарела.
Я, кстати, дочке сказки Пушкина читаю периодически. Это та еще пытка, потому что 90% текста - не понять. Есть конечно адаптации, но в чем тогда смысл?